Секретарь Сарапульской епархии выступил с докладом на Вторых Рождественских чтениях Сарапульской епархии

25 ноября 2015 состоялись Вторые Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» Сарапульской епархии. Секционные заседания проходили на шести площадках в городе Сарапуле, а итоговое заседание прошло в Школе искусств № 1. Секретарь Сарапульской епархии протоиерей Вячеслав Остроумов выступил с докладом в заключение Вторых епархиальных Рождественских чтений:

«Всечестные отцы! Уважаемые братья и сестры!

Второй год с момента возрождения Сарапульской епархии. Второй раз в Сарапуле проходят епархиальные образовательные Рождественские чтения. В прошлом году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Международных Рождественских образовательных чтений была утверждена тема «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». И, наши чтения не окончились в стенах Центральной библиотеки – весь год проводились различные мероприятия обусловленные значением 1000-летия преставления Святого равноапостольного Великого князя киевского Владимира: в селе Сигаево идёт строительство храма, и, с Божьей помощью, уже с июля  следующего года там начнутся богослужения; стараниями наших историков, учителей, студентов, лидеров Общественного совета и Общества инвалидов по Каме прошел Владимирский Крестный ход, множество конкурсов, конференций, публичных акций.

Вторые епархиальные Рождественские чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» являются продолжением утверждения цивилизационного выбора князя Владимира. Где тот баланс традиций и новаций, культуры и дикости, общества и личности? Более 1000 лет полнота Церкви, а под ней мы понимаем под началом Господа нашего Иисуса Христа единство и мирян и духовенства:  «выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:17—23) претендует говорить о традиции, о культуре, об обществе. Тогда неужели новация и личность должны быть Богу, Церкви противопоставлены? Конечно нет! Или скорее нет, если интересы новаций, интересы личности не только противоречат, но и разрушают традицию, культуру или  общество. Критики Церкви зачастую забывают, что новации если они не входят в противоречие достаточно быстро сами становятся традициями: когда-то книги писались от руки, но после новаций Ивана Фёдорова они печатаются, а что печатал Иван Фёдоров: Апостол, Часовник, Евангелие учительное, Псалтырь с часословцем; эти примеры новаций можно продолжать – их ряд бесконечен, от первого  Высшего учебного заведения — Константинопольского университета в 425 года, до первого телеграфного сообщения отправленного Самюэлем Морзе: «Чудны дела твои, Господи!». Если взять нашу новейшую историю, то сейчас практически у всех священников есть мобильные телефоны, а интернет-сайты есть у каждого церковного прихода. И не наша вина, не вина Церкви, что те или иные новшества используются во вред человеку, во вред обществу. Что Церкви приходится доказывать своё право присутствовать в больнице, в учебном заведении, учреждении культуры. Идет неустанная борьба. Борьба света и тьмы. Не случайно наши чтения образовательные. «Бог создал человека по ОБРАЗУ и подобию Своему» (Быт. 1:26). Лукавый БЕЗОБРАЗЕН не в смысле страшен и уродлив, а не имеющий образа. И человек не имеющих ориентиров в свете, вдруг может оказаться во тьме, на стороне Лукавого. Владыка Викторин говорил на Рожественских чтениях прошлого года, а я повторю вновь: «Светскость образования не означает его бездуховности» — если мы не будем готовить детей к свету, то они окажутся на стороне тьмы. Изначально школы, больницы, высшие учебные заведения, учреждения социальной защиты как их тогда называли «богоугодные заведения» находились в ведении Церкви. Со временем с введением новаций Церковь вытеснили, и это проблема не только России пережившей богоборческий период, но и всех когда-то христианских стран. К чему привели эти новшества? Церкви приходится доказывать свои права, права своих прихожан, на спасение души! И в борьбе добра и зла нет полутонов. Если в православной традиции человек появляется вместе с зачатием: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф. 1:18). То почему, на убийство в утробе матери государство через систему государственных гарантий и обязательного медицинского страхования выделяет финансирование, а после рождения уголовно преследует? Почему приглашение священника в учреждение культуры или образования вызывает протест, а вот нарядить шамана – «национальная культура»?  Причем, даже православную традицию пытаются извратить! Так, перед Рождеством Христовым в школах и учреждениях культуры вместо того, чтобы рассказать о Рождении Спасителя начинаются «курсы» святочных гаданий, а из названия праздника очень не заметно, но пропадает имя родившегося. Дети не знают деяний святых, в честь которых названы, зато разбираются в японских и китайских гороскопах. Хэллоуин пытаются оправдать и глобализацией, и изучением чужой культуры, но напомню, что разделение христианства прошло сравнительно недавно и у нас так много общих святых, что вполне достаточно для изучения европейской культуры.

Культура – переводится не только как искусство возделывания земли, но и способ/обряд поклонения. Поэтому, перед служителями культа и работниками культуры – общие задачи: формирование единого культурного пространства. С общими понятиями о добре и зле, доблести и подлости, героизме и предательстве, хорошем и плохом. У Церкви, среди духовенства – есть проблемы, но каждый священник помнит о фарисеях и пытается бороться с собственными грехами:  «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»  (Мф. 23:2).  Поэтому, считаю, что у работников культуры и образования тоже должно быть правило – проверять, насколько их усилия соотносятся с задачами общественными, общекультурными, куда ведут те или иные благие побуждения: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11). Тем более, что труд учителя, труд работника культуры в указании удобного, лёгкого пути может привлечь десятки, сотни, тысячи последователей.

В восстановлении православия на территории Сарапульской епархии, в борьбе добра и зла участвует и национальный компонент. Есть местности, где большинство жителей составляют удмурты и марийцы. Возвращаясь к выбору Святого равноапостольного Великого князя киевского Владимира объединившего единой верой разрозненные славянские племена  во все времена в России находились люди охраняющие цивилизационный выбор: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донский, Иосиф Волоцкий, Патриарх Гермоген, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский… Одно из самых ярких проявлений противления богоборчеству в Новой истории показали именно православные удмурты в 1930 году. У удмуртов не было многовековой православной традиции – они приняли святое крещение всего за сто-стопятьдеят лет назад до Октябрьской революции. Не прошло и пятидесяти лет, как канувшее удмуртское язычество пытались использовать в ходе уголовного преследования по Мултанскому делу. Не прошло и двадцати лет с окончания братоубийственной Гражданской войны, уже раскручивался маховик репрессий, уже началась коллективизация с арестами наиболее работящих и как следствие — зажиточных крестьян. И, в это время, православные, преимущественно удмурты, в Малой Пурге и Юкаменском воспротивились закрытию храмов.

Всего семь часов длилось восстание, оно было подавлено армейскими частями. Священник Александр Нагорных «тройкой» ОГПУ был приговорен к расстрелу, а две прихожанки-удмуртки заключены в концлагеря. Однако, храм был возвращен верующим и удалось на девять лет отсрочить закрытие сельской церкви Михаила Архангела. И, видимо не случайно, в одном из первых в России, когда еще не окончательно отступила богоборческая власть, двадцать пять лет назад в малопургинском храме возобновились богослужения. Поэтому, когда сейчас если кто-то где-то будет навязывать удмуртам неоязычество достаточно сказать: «Малая Пурга», а если настаивать: «Юкаменское». Удмурты сделали свой выбор в XVIII-XIX веках! И заслуг просветителей удмуртов: митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича); протоиерея Михаила Елабужского; протоиерея Стефана Крекнина; иерея Николая Блинова; иерея Иоанна Васильева; иерея Григория Верещагина; Андреева Кузьмы Андреевича; Ильминского Николая Ивановича нельзя замалчивать.

Кстати, чудом, промыслом Божьим, или большой удачей историков можно считать то, что буквально неделю назад в архиве был обнаружен экземпляр книги отца Николая Блинова «Страдания Великого Учителя» из тиража полностью уничтоженного в 1878 году и в течении 137 лет считавшегося утраченным. Тогда новация в пересказе Священного Писания для детей не приветствовалась, а сейчас – традиция. И наш с Вами земляк был тем самым новатором, хотя и не был понят и воспринят современниками.

В этом году мы поменяли формат чтений в епархии: до итогового заседания они прошли на шести площадках. В результате они стали крупнейшим форматом взаимодействия Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления, специалистов учреждений культуры, образования, социальной защиты: прозвучало более 40 докладов и слушателями стало более 500 человек! То, что имена Святителя Амвросия, епископа Сарапульского, иерея Николая Блинова, иерея Александра Нагорных, архитектора Ивана Чарушина, проблемы  искусственного прерывания беременности, славянского и удмуртского неоязычества, социализации молодёжи, социальной защиты и демографические проблемы, прозвучали на разных секциях у разных докладчиков подтверждает правильность определения актуальности деятельности Церкви в каждом городе и районе Сарапульской епархии, а также церковно-государственного и церковно-муниципального взаимодействия, определения епархиальных задач.

Хочу поблагодарить Администрацию города Сарапула и лично Главу Города Ессена Александра Александровича; руководителей ДК «Заря», ДК «Электрон — Центр возрождения и развития национальных культур», Молодежного центра, Центральной библиотеки, Педагогического колледжа, Средней школы № 15 и Школы искусств № 1 за сотрудничество; всех докладчиков из Ижевска, Сарапула, Можги, и Каракулино; священников отозвавшихся на призыв Господа нашего Иисуса Христа и воспользовавшихся секциями Вторых епархиальных образовательных Рождественских чтений в Сарапуле: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 13).

Надеюсь, что в последующие годы количество тем, секций епархиальных Рождественских чтений, география и слушателей и выступающих будут только увеличиваться.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».

Пресс-служба Сарапульской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели