Руководитель епархиального отдела выступил с докладом на Республиканском форуме «Удмуртия 2016-2017: власть, общество, конфессии».

21 (8) марта 2017 г., в зале заседаний Правительства Удмуртской Республики прошел Республиканский форум «Удмуртия 2016-2017: власть, общество, конфессии». На форуме выступил с докладом исполняющий обязанности Миссионерского отдела Сарапульской епархии Виктор Сергеевич Ерастов

Уважаемые коллеги! Всечестные отцы! Братья и сестры!

Двадцать пять лет назад в Россию заброшена идиома о «власти, бизнесе и обществе». Эта идиома с восторгом воспринята практически всеми: властью – она не общество! Бизнесом – она не общество! Журналистами – она четвертая власть! Лидерами общественных организаций – как глашатаи при диалоге с властью и бизнесом: власть им должна и бизнес им должен. Но именно эта идиома породила тьму проблем в быту, на дорогах, в отношениях власти и избирателей, бизнеса с потребителями и работниками.
Непонимание этой проблемы является даже название проходящего форума: «Удмуртия 2016-2017: Власть, общество, конфессии». В то время как пунктом 1 Статьи 3 Конституции России закреплено, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Этому положению, уже без поправки на многонациональность, вторит и Конституция Удмуртской Республики.

Презентация к докладу на форуме Удмуртия 2016-2017 власть, общество, конфессии

Некоторые представители власти, некоторые авторы в СМИ и интернет пытаются упрекать Русскую Православную Церковь на то, что она претендует на какую-то особую роль. Все эти упреки связаны с непониманием простой истины: церковь это собрание верующих. И собрание это так велико, что современным социологам приходится ухитряться, чтобы показать численность православных в России менее 60 процентов. Но, как бы не велика была численность православных все мы находимся под постоянным прессингом либеральных и неокоммунистических политиков; телевидения, газет и интернет; даже государственных и муниципальных учреждений культуры. Пусть не всегда по злому умыслу, а неведению: новый год не от Рождества Христова, а какого-то восточного животного; в поздравлениях к Рождеству Иисус Христос уже не упоминается; а само Рождество повод для гаданий; Святое Богоявление подменяется купанием в проруби; Масленица не Прощёное воскресение перед Великим постом, а сжигание чучел – и это только те позиции, где подменяется культурный код православных традиций, а еще день Святого Валентина, фестиваль Холики, Хэллоуин… Руководители средств массовой информации, учреждений культуры в погоне за рейтингами и посетителями даже не задумываются о сохранении собственной идентичности, не укоренившись в собственной культуре гоняются за восточными и западными практиками. Грех изначально привлекателен: телесные ли утехи; материальные блага которые можно не долго зарабатывать, а быстро украсть; обуза опеки за престарелыми родителями; убийство, которым можно избавиться от нежелательной беременности… Но мы никогда не смиримся, что само понятие греха девальвируется и обесценивается, а юношеские игры проходят на тему «Город грехов» и такими афишами увешаны все учреждения молодежи, культуры и образования.
Озвученные проблемы – проблемы не Русской Православной Церкви, и не только в Удмуртии. Это проблемы цивилизационные. К этим всероссийским вызовам добавляются анекдоты от местной безграмотности: имена собственные не переводятся! Нью-Йорк, Неаполь, Новгород на любом языке мира Нью-Йорк, Неаполь и Новгород! Не Выль Кар!!! У нас же и удмуртские карты и удмуртские указатели на дорогах. В отличие от других регионов России не использующих кириллицу – не иное, понятное написание, а именно перевод. Как и то, что 125 лет назад судом при рассмотрении Мултанского дела было установлено изжитие семейно-родовых культов у удмуртов. Как бы сейчас отнеслись к процессам проходящим в нашей республике выдающийся удмуртский просветитель священник Николай Блинов, Владимир Галактионович Короленко, Анатолий Фёдорович Кони? Неужели национальную удмуртскую культуру невозможно представить без языческих капищ? Или опять кто-то пошел по лёгкому пути? А путь еще и оплачиваемый за счет бюджетов и любой центр удмуртской культуры – муниципальное либо государственное учреждение, с шаманом, куалой и оберегами. Кстати, обратите внимание на слайд, где на одном из сайтов воспроизведено производство удмуртского оберега. А от себя замечу: рис — самая традиционная удмуртская сельскохозяйственная культура.
Да, и национальные, и религиозные отношения сложные, требуют особо чувствительного отношения. Заниматься ими должны люди высокой культуры. А не выдумывать собственную идентичность и тешить собственное тщеславие. Если Дед Мороз – персонаж сказочный, вымышленный имеет реальных авторов, то культивируемый Тол Бабай – языческий божок. А появление практически во всех районах Удмуртии шаманских парков, шаманских троп, резиденций водяных, леших и прочей нечисти было бы не возможно без тьютерства со стороны руководителей и специалистов соответствующих министерств и ведомств Удмуртской Республики. Между удмуртской идентичностью и православием нет никаких противоречий. Достаточно вспомнить восстания удмуртов в Сюмсях и Малой Пурге в 1930 году – последние массовые выступления православных против закрытия храмов в Советском Союзе и наших замечательных бабушек из села Бураново в ввосьмером отстроивших церковь в родном селе.
Решение о создании Сарапульской епархии было принято 26 декабря 2013 г. и до Преосвященного Антония ею руководил епископ Викторин, сейчас митрополит Ижевский и Удмуртский. Ранее, Сарапул с 1868 по 1943 год был епархиальным городом и восстановление кафедры Сарапульских епископов это и акт исторической справедливости: возвращение ему статуса не только культурного и промышленного центра, но и центра духовного. Пользуясь этой высокой трибуной, приглашаю отметить знаковые события православия в Удмуртии, Сарапульской епархии 2018 года – 150-летие викарианства, 100-летие самостоятельной кафедры и 5-летие восстановления.
Федеральный закон Российской Федерации № 327 ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества церковного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» имеет очень широкие рамки. Под его действие попадают не только храмы, но и дома причта, и церковно-приходские школы. До событий 1917 года на территории современной Сарапульской епархии было более 100 храмов, два монастыря, Духовное училище, дом епархиального управления, архиерейский дом, более двухсот приходских школ.   Поэтому первая тема из церковно-государственного и церковно-муниципального партнерства – имущество, ранее принадлежавшее церкви, и попадающее под действие федерального законодательства. Приходам Сарапульской епархии уже переданы бывшие «Жилинская» и «Пушкинская» приходские школы, Поданы заявки возвращение на бывший архиерейский дом и здание бывшего Духовного училища.
Вторая тема – брошенные или переданные Церкви, но руинированные храмы. Уникальность Удмуртии в том, что из всего обилия храмов единицы построены персональными жертвователями – Машковцевы: Покровская церковь в Арзамасцево, Ижболдины: Воскресенская церковь, Храмы иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Лагуново и Сарапуле, Дедюхины: Благовещенский собор, Шитовы: Храм Двенадцати апостолов, Татарских: Никольский храм в Ершовке, Строгановы: Успенская церковь в Камбарке, вот, пожалуй, и всё. Практически все храмы строили сами прихожане за счет своих пожертвований! А в некоторых селениях их было несколько – три в Каракулино, по две в Мазунино и Камбарке. С одной стороны это развеивает миф о бедности наших крестьян, с другой стороны надо как-то мобилизовать наших прихожан – ваших избирателей: то, что прадеды строили, а деды разрушали, внукам и правнукам предстоит восстановить. И, кроме того, до того как храмы разрушились их кто-то подо что-то использовал: клуб, школа, предприятие. Правообладателям необходимо как-то подумать о возможной помощи. Да, вопрос не юридический, а вопрос нравственный. Но если Российская Федерация объявила себя правопреемником Советского Союза, то и на местном уровне не надо отмежёвываться от решений советских исполкомов закрывавших храмы.
Третья тема вытекает из первых двух и является их продолжением. Большинство храмов Сарапульской епархии или памятники, или являются объектами с признаками историко-культурного наследия, которые в любой момент памятниками могут быть объявлены. В таком случае эти объекты нуждаются уже не в ремонте, а в реставрации. И особом надзоре. И расходы, многократно превышающие обычные. В этом году двухсотлетие будет отмечать сарапульская Воскресенская церковь – памятник федерального значения. Из-за статуса памятника клир и причт не могут делать даже самые маленькие, обычные работы по содержанию храма, а вопрос о федеральном финансировании решается со времен приснопамятного Владыки Николая. Но это одно из лиц Сарапула где и приход, и есть какие-то пожертвования. Ситуация с сельскими памятниками в разы сложнее. Проблема усугубляется тем, что для верующих: клира, причта и прихожан это не просто здание, объект недвижимости. А ортодоксальность, неизменяемость Русской Православной Церкви распространяется на вопросы веры и богослужений, а не бытовые условия. То, что в XIX веке туалет с выгребной ямой и дровяные печи были нормой, в XXI веке не исключает канализации, центрального отопления и/или газового оборудования. Но, если у памятников федерального значения, упоминаемой ранее Воскресенской церкви есть шанс попасть в федеральную программу «Культура России», то храмы-памятники регионального (Удмуртской Республики) значения или местного муниципального значения никакой поддержки не получают и по факту – все законодательство по охране и сохранению историко-культурного наследия носит исключительно репрессивный характер. Необходима республиканская целевая программа для восстановления памятников архитектуры и истории.
Сарапульское епархиальное управление совместно с администрациями проводит знаковые мероприятия: Сарапульский Казанский крестный ход, День памяти Святителя Амвросия Сарапульского, Покровская сельскохозяйственная ярмарка. Многие Администрации еще до восстановления Сарапульской епархии заложили замечательные традиции праздников с православными корнями – фестиваль «Высокий берег» в Сарапульском районе, «В гостях у бабушки» Малопургинского района, Фестиваль семей в Каракулино, «Город Надежды» в Сарапуле. Необходимо интегрировать знаковые епархиальные события и использовать их не только как городские, районные и даже республиканские. Активнее использовать, а тем где их нет – выстраивать новые горизонтальные связи. Примером может служить прошедший 15 ноября прошлого года Открытый епархиальный Съезд родителей детей-инвалидов. Как и замечательный итог такого партнерства – уже в январе в детской больнице заработал дневной стационар для реабилитации детей – инвалидов.
В Сарапуле живет самая большая диаспора слепоглухих и в прошлом году первая в России была отслужена Божественная литургия с тифлосурдопереводом.
Только представьте себе – в шестидесяти, ста, двухстах километрах от нас есть люди не видевшие Камы! Это не просто паломничество, а элементарное краеведение. А нам есть чем гордиться и есть что показать.
К моменту прекращения гонения на Церковь, православие оказалось не готово достаточно быстро и качественно заполнить образовавшийся духовный вакуум. Российское общество оказалось под массовым влиянием восточных и западных практик, зачастую и чуждых, и вредных не только человеку, и всему обществу, всей русской государственности. В этих условиях именно специалисты учреждений культуры – музеев и библиотек взяли на себя сложнейшую ношу духовного просвещения, православной миссии. Поднимая и объединяя православное духовенство, творческую интеллигенцию, работников учреждений образования и культуры. Это сотрудничество не только не прервалось, но и расширяется. Только в прошлом году в Музее истории и культуры Среднего Прикамья были организованы две выставки: «Сарапул духовный» и «Афон далёкий и близкий». Причем первую посетил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский; Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. А вторая была посвящена 1000-летию русского представительства на Афоне. Один из экспонатов — Плащаница изготовленная в иконописной и золотошвейной мастерских Сарапульского Благовещенского общежительного монастыря в 1910-11 годах и с 1923 года хранится в фондах Музея истории и культуры Среднего Прикамья откуда возвращена в возрождающуюся обитель для богослужения в Страстную Неделю 2016 года.
Плодотворное сотрудничают Отделы Сарапульской епархии и с национальными обществами в МБУК Дворец культуры «Электрон – Центр возрождения и развития национальных культур» регулярными стали просветительские беседы «Православная культура» с активистами Обществ белорусской, удмуртской, украинской и русской культур, членами молодежных организаций «Спас» и «Шунды». И это сотрудничество двухстороннее – фольклорные коллективы участвуют в православных и престольных праздниках, акциях «Белого цветка» и «Дня Петра и Февронии».
Освященная в прошлом году Троицкая церковь в селе Бураново – памятник не только Святой Троице, памятник конкретным далеко не молодым, не очень здоровым, совсем не богатым женщинам которые на своем примере подтвердили простую истину: «Делай и небеса тебе помогут». Все у нас получится. Мы православные. С нами Бог!

Фотограф: Олег Лунин

 

2 мнений на “Руководитель епархиального отдела выступил с докладом на Республиканском форуме «Удмуртия 2016-2017: власть, общество, конфессии».

  1. атаман

    лично я не думаю что кто то из чиновничества что то понял, задумался, время другое- а вы к совести пытаетесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели