Отзыв Миссионерского отдела Сарапульской епархии на проект «Дорожной карты»

Синодальный миссионерский отдел опубликовал проекты документов «»Дорожная карта» деятельности епархиальных миссионерских отделов и взаимодействия с Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви» и «Концепция реализации «Дорожной карты» епархиального миссионерского отдела».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Высшего Церковного Совета от 16 июня 2016 года обсуждение проектов документов будет проходить на региональном уровне.

Отзыв Миссионерского отдела Сарапульской епархии на проект «Дорожной карты» деятельности епархиальных миссионерских отделов  и взаимодействия с Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви.

 

Дословный перевод roadmapping на русский язык — маршрутизация, со смысловым значением «план», «планирование», может использоваться как синоним бизнес-планирования либо форсайта. Roadmapping – это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.д. целей, например, урегулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями.

Как правило, roadmapping выражается в виде рисунков:

dorozhnaya-karta-1

либо:

dorozhnaya-karta-2

Предложенный проект документа не является roadmapping в его классическом понимании.

Концепция реализации

  1. Общие положения

Миссия Русской Православной Церкви должна реализовываться не на достижениях последних лет, а на двухтысячелетнем опыте христианства и тысячелетнем – русского православия. При этом делается упор на двух, казалось бы взаимоисключающих утверждениях:

  1. Именно православное христианство сформировало из разрозненных славянских племён культурный код современную русскую нацию из белорусов, великорусов и малороссов;
  2. Принимая византийское, греческое христианство славяне греками не стали. Как не стали русскими абхазы, марийцы, мордва, удмурты, финны, чуваши и т.д.

Второе утверждение чрезвычайно важно, поскольку у некоторых коренных народностей ряд людей претендующих на элитарность между национальной культурой и религией ставит знак равенства и активно противодействует православию.

 

  1. Цель, задачи, приоритеты

 

Поскольку Русская Православная Церковь не совпадает с границами Российской Федерации, однако, является старейшим институтом русской государственности, и в деятельности своей зачастую встречает если не противоречие, то не понимание не только чиновников, но и части граждан, положения об «актуальных потребностей современного российского общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны в мировом сообществе» необходимо исключить.

Поскольку эффективность это результат отношения к итогу [Э=И/З] – не понятно, что авторы имели ввиду.

 

III. Основные направления действия

 

Перечисленные пункты не имеют отношения к действиям Миссионерского отдела, поскольку из текста следует, что человек уже пришел  в храм, а, следовательно, нуждается не в Миссии, но религиозном образовании и  катехизации.

Традиционными методами миссионерской работы являются:

  1. Семейные: крещения (огласительные беседы с родителями и восприемниками); венчания (подготовка к таинству, исповедь и причастие), отпевания (дни памяти усопших: 9 и 40 дней, год); утреннее и вечернее правило; молитва перед и после еды; именины; молитвы о болящих и военнослужащих.
  2. Общественные: церковные (крестные ходы), церковно-общественные (Рождество Христово, День Кирилла и Мефодия, празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)), церковно-культурные (Крещение Господне, Прощеное воскресение, День Петра и Февронии), православные ярмарки, публичные торжества и празднества проходящие за пределами храмов.
  3. Информационные: свидетельства о современных чудесах, освящение в СМИ и интернет церковных праздников связанных с важными событиями в истории России и мира. Популяризация православного вероисповедания формальных и неформальных лидеров, спортсменов, артистов (Сергей Кужугетович Шойгу выезжая из Спасской башни снимает фуражку и крестится)
  4. Научные: участие представителей Церкви в научных семинарах и конференциях изучающих историю, краеведение и этнографию. Свидетельства о вкладе  Церкви и Небесном покровительства (святые Флор и Лавр покровители ветеринарии, святой Иероним Блаженный – покровитель переводчиков, монах Фра Лука Бартоломео де Пачоли – основатель бухгалтерского учета, первопечатник Иван Фёдоров – диакон, и т.д., и т.п.)
  5. Популяризация «бытового» православия в современном искусстве, кино и телевидении (благословение детей при выходе из дома, молитва перед семейной трапезой).

 

2 и 3 разделы избыточны поскольку попадают в юрисдикцию органов государственной власти и управления, правоохранительных органов Российской Федерации. Исключением может быть противонеоязыческая деятельность когда под видном национальных сообществ и поддержки национальных культур за счет бюджетных средств поддерживаются и финансируются языческие капища.

 

  1. Механизмы реализации

 

В случае, если указанные выше предложения будут приняты, то механизмы реализации потребуют существенной доработки и/или другой редакции.

Например, призыв Миссионерского отдела Сарапульской епархии православных: детей, родителей и восприемников, спонсоров и организаторов прошедшего 16 июля 2016 г. в Сарапуле Фестиваля красок «Холи»  попустивших вольно и невольно, словом или делом, в ведении и не в ведении “подкопать дом свой” [Лк. 12:35-48] к таинству Покаяния привел к тому, что на второй фестиваль красок Холики пришло в разы меньше людей чем было заявлено бесплатных подарков.

 

  1. Ожидаемые результаты

 

Раздел необходимо исключить, поскольку деятельность епархиального Миссионерского отдела не направлена на какой-либо продут или услугу подверженных товарному жизненному циклу, а сроки Второго пришествия Спасителя объективно не известны.

 

  1. Отчетность епархиального отдела

 

карту миссионерского поля — исключить;

перспективный план работы – исключить слово «перспективный», план создается на определенный период, как правило, год. Допустить, что в случае подготовки каких-либо знаковых или юбилейных событий подготовка может занять более одного года;

поквартальную отчетность по медиаплану — исключить, поскольку попадает  компетенцию Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;

отчет о создании Совета по координации церковной миссии под председательством епархиального архиерея – исключить, поскольку так или иначе созданные при Управляющих епархиями Советы в случае необходимости рассматривают опросы миссионерского отдела;

отчет о создании в епархии сайта миссионерского отдела и его интеграции с официальным сайтом епархии и сайтом СинМО – исключить, поскольку контролируется программными средствами;

отчет о создании страниц миссионерского отдела в социальных сетях – исключить, поскольку социальных сетей много и разных. В социальные сети могут быть вставлены ссылки с сайтов отделов;

отчет о проведении миссионерских мероприятий просветительской и апологетической направленности – исключить, поскольку попадает в компетенцию Отдела религиозного образования и катехизации;

отчет о создании в епархии противосектантского центра – есть сомнение в актуальности;

отчет о создании миссионерской «горячей линии» – есть сомнение в актуальности;

отчет о создании миссионерских приходов – каждый приход должен заниматься миссионерской деятельностью. Например, Сарапульская епархия, не самая большая в не самой большой Митрополии имеет расстояние более 400 километров между крайними приходами. Создание «миссионерского» прихода, во-первых, не решит проблему, а во-вторых, «расслабит» остальных настоятелей;

отчет о проведении самоаттестации отдела под руководством епархиального архиерея – исключить. Достаточно регулярного прохождения курсов повышения квалификации;

отчет о проведении епархиальных сборов на миссионерские нужды – в случае необходимости.

 

Приложение №1

 

Сомнение вызывают разделы таблицы не вошедшие в основной проект документа:

П.10.  «Обязательно проведение в течение каждого квартала мероприятий для следующих адресатов миссии: неверующие, нехристиане в т.ч. мигранты, сектанты и оккультисты, раскольники, неоязычники.» поскольку и аудиторию собрать не удастся, и лидеры перечисленных объединений всячески ограждают своих последователей от общения. Да, иногда получается вылавливать их по одному, но это ни как не поддается формулировкам «план» и «мероприятие».

П.39. «Поддержка существующих миссионерских станов и открытие новых»

Например: «Исторический факультет совершил миссионерскую поездку в Удмуртскую митрополию»  где: «Всего за неделю в селе Чур таинство Крещения приняли 58 человек, а причастилось 287 человек.» и «Группу разместили в селе Поршур-Тукля… …Ежедневно было совершаемо Таинство Крещения: всего за время миссии был крещен 31 человек, причастилось около 120 человек» Из двух приведённых цитат видно, что либо миссионеры развернули станы на подготовленном поле, либо эти действия заслуживают тщательного изучения. Проводились ли Огласительные беседы? Насколько неофиты ознакомились ЗА НЕДЕЛЮ со Священным Писанием? Выучили «Отче Наш» и «Символ веры»? Соблюдались ли правила подготовки к таинству Исповеди и Святому Причастию?

И, если хотя бы на один поставленный вопрос нет положительного ответа мы, в погоне за цифрами и показателями, имеем худший пример «советской кампанейщины» — соблазняем местное духовенство (Почему заезжим миссионерам можно, а нам нельзя?), научили на плохом примере студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и оставили без духовного окормления неофитов на начальном, самом сложном участке духовного пути.

 

Руководитель Миссионерского отдела Сарапульской епархии
В.С. Ерастов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели